понедельник, 5 сентября 2011 г.

Пишем воспитательные программы


Программа   воспитательной   работы  классного руководителя в   7 – 9  классах
«Я ЖИВУ СРЕДИ ЛЮДЕЙ»
2011-2012-2013-2014 годы

Пояснительная записка
Начинается новый учебный год. Год, в который ученики войдут уже младшими подростками. В этот период многое меняется, образ мысли, стиль жизни. Очень редко переход "младший школьник - подросток” проходит плавно. Не всегда дети младшего подросткового возраста могут сформулировать свои претензии окружающему миру, свои желания. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя в первую очередь, учитывая степень тесноты общения с его классным коллективом.
Поэтому, на мой взгляд, план  воспитательной   работы , ежегодно составляемый классным руководителем, на ступени седьмого  класса  целесообразно заменить расширенным аналогом, охватывающим несколько лет обучения. Естественно, конкретные мероприятия будут и должны меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом  воспитательной   работы , но основные положения остаются незыблемыми при достижении поставленных целей  воспитательной   работы .
Составление собственной  программы   воспитательной   работы  необходимо начать не с постановки целей и задач, а с изучения запросов родителей и учеников. Выяснилось, что желания родителей во многом совпадают с желаниями детей.
Многие видят себя с высоким культурным и интеллектуальным уровнем развития, с богатым внутренним миром, с необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональном ориентировании, выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.
И не важно, что в моём распоряжении всего три года и необходимо заново создавать ученический коллектив, этого достаточно, чтобы посеять семена, которые в будущем обязательно дадут всходы. Вместе с родителями и детьми, я шаг за шагом буду идти к своей цели, и буду делать все от меня зависящее на пути её осуществления. Без веры в лучшее нельзя работать в школе. Я верю, и буду стремиться достичь хотя бы сотой доли того, о чём писала выше. Для достижения цели необходимо четко представлять качественные характеристики личности ребёнка, а это "модель выпускника”, творчески развитая, социально - ориентированная личность, способная к самореализации.
А моя задача создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.
I. Цель и задачи  воспитательной   работы.
Цель: создать условия для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.
Задачи:
Формировать всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный и эстетический рост личности.
Воспитывать гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие подростка в его отношении к людям, и способность каждого занять своё место в обществе себе подобных. •Воспитывать  преданность Родине и гордость за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе, основанные на изучении истории и традиций.
Развивать  постоянное самосовершенствование и с ним самовоспитание, достойное и уважительное отношение к самому себе.
 •Контролировать  физическое развитие, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение правил человеческого общежития.
В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:
1. Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации  воспитательного  процесса.
2. Принцип природосообразности предполагает,что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов.
3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции.
4.Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование.
5. Принцип диалогичности ( сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания.
6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию.
7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.
8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.
II. Содержание  воспитательной   работы.
Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии.
Творческая деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению.
Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни.
Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности.
Ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, воспитание позитивного отношения к труду.
Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно- полезного труда.
III. Воспитывающая деятельность.
3.1. Участие класса в общешкольных мероприятиях.
Основной составляющей  воспитательной   работы  в  классе , на мой взгляд, является участие класса в общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать:
• Повышению уровня общительности каждого;
• Развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - школа;
• Формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.
Участие класса в общешкольных мероприятиях поможет заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для подростков.
3.2. Связь с социумом.
Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность в общении со сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в  воспитательной   работе  взаимодействие  класса  с социумом , активно откликаться на поступающие предложения и самим проявлять инициативу, тем более возможность выхода коллектива за рамки школы повышает уровень значимости и каждого учащегося для коллектива.  
Взаимодействие с культурно-досуговым социумом подразумевает посещение выставок, спектаклей, концертов.
Очень важным является взаимодействие с организациями, ведущими работу по гражданско-патриотическому воспитанию.
 Представители просветительско-оздоровительного социума организуют с учащимися разъяснительную работу по различным вопросам:
- правила дорожного движения;
- противопожарная безопасность;
- профилактика правонарушений и преступлений среди учащихся;
- формирование здорового образа жизни.
 3.3. Работа с родителями учащихся.
Очень часто приходится слышать мнение, что всё идёт из семьи.
Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенчестве. Но это не умаляет роль классного коллектива в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием коллектива, учителей и классного руководителя.
Идеальным вариантом  воспитательной   работы  является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребёнка и классного руководителя. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется по 4 направлениям.
Взаимодействие классного руководителя с родителями осуществляется посредством вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Чтобы совместная деятельность классного руководителя и родителей была успешной и привела к желаемым результатам, был составлен план родительского всеобуча. ( беседы на родительских собраниях)
Темы были обсуждены родителями на организационном собрании в начале учебного года.
Темы  родительских собранийсобраний
7 класс
1. Возрастные особенности младшего школьного возраста. Основные задачи развития.
2. Подросток в мире вредных привычек.
3. В семье растёт сын.
4. В семье растёт дочь.
8  класс
1. Возрастные особенности старшего подросткового возраста. О задачах обучения и воспитания учащихся 8 класса.
2. Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания.
3. Семейные проблемы. Как их решать?
4. Проблема вредных привычек у подростков.
5. Участие родителей в воспитании у подростков положительного отношения к труду.
9 класс
1. Особенности организации учебного труда девятиклассника.
2. Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение.
3. Курение, алкоголизм и развивающийся организм.
4. Правовое воспитание подростков в школе и дома
3.4 Внутриклассные мероприятия.
Эта работа проводится в двух направлениях: с участием родителей и самостоятельная деятельность учащихся. На организационной диаграмме отражены основные формы работы, которые позволяют получить положительный результат работы.
В течение месяца проводится 4 классных часа:
- организационный;
- этический;
- тематический;
- "свободный”.
На организационном часе ребята подводят итоги прошедшего месяца и планируют свою дальнейшую жизнь.
Тематика классных часов определяется общешкольным тематическим планированием.
Занятия в рамках этической программы "Я живу среди людей” проводятся по следующему плану:
7 класс
1.Мир претензий к окружающим.
2.Нравственные ценности.
3.Умение слышать и слушать другого.
4. Человеческие ценности:
- совесть
- честь
- благодарность
5. Речевой этикет.
6. Характер личности.
8 класс
 1. Виды общения.
2. На чем основано взаимопонимание.
3. Человеческие ценности:
- память
- правда
- жизнь
4. Конфликты в общении и способы их разрешения.
5. Подросток и законы.
9 класс
1. Темперамент.
2. Правила организации пространства общения.
3. Организация знакомства.
4. Как сохранить достоинство.
5. Человеческие ценности:
- надежда
- гордость
-свобода
6. Секреты обаяния.
7. Осторожно, "Секта”.
Тематика и форму проведения "свободных” классных часов дополняется предложениями учащихся.
3.5. Индивидуальная работа.
В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом надо помнить о том, что хвалить ребёнка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и данного конкретного ребёнка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с родителями.
Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так, чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребёнка выразил желание посетить её ещё раз, так как абсолютно уверен, что все говорящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает их ребёнка. Даже ругая, нужно найти повод для похвалы - это закон индивидуальной работы классного руководителя с родителями.
3.5.1. Работа с учителями - предметниками.
Возможно, данный пункт не обязателен, ибо работа классного руководителя с учителями- предметниками подразумевается уже самими обязанностями. Тем не менее, и пренебрегать этим направлением работы не стоит.
• Систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами.
• Осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
• Знакомство учителей с условиями жизни и взаимоотношениями в семье ребёнка;
• Индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем, конфликтов;
• Выяснение у учителей - предметников причин снижения результативности работы того или иного ребёнка, если таковое имеет место.
Вот перечень тех не многих мероприятий, которые предполагается осуществить. Кроме того, участие класса в проведении предметных недель, помимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.
3.5.2. Работа с   правоохранительными структурами.
Во всех аспектах учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, применяя дифференцированный подход, как при изучении предметов, так и в  воспитательной   работе . Поэтому неотъемлемой частью  воспитательной   работы  в  классе  являются систематические консультации с психологом учащихся и их родителей.
Планируется проводить разъяснительную работу с целью профилактики правонарушений. Организация встреч с сотрудниками РОВД, ЦРБ,  родительской общественностью формирует у ребят навыки ассоциативного правильного поведения в обществе. Кроме того, указанные беседы направлены на повышении бдительности подростков во время пребывания на улице, позднего возвращения домой и т.д.
3.6. Каникулярная работа.
Следует помнить, что в воспитании каникул не бывает, тем более, что каникулы – время, которое ребёнок проводит, будучи предоставленный сам себе. Следовательно, возрастает риск не только травматизма, но и негативного влияния улицы. Поэтому, являясь периодом отдыха для детей, каникулы становятся временем наиболее активной работы классного руководителя по организации интересного, познавательного, развлекательного досуга своих воспитанников. Для реализации этой цели наиболее приемлемыми являются поездки в города области и России. Они дают возможность детям пообщаться, почувствовать себя взрослыми, отдохнуть от школы и дома, кроме того, в своей основе несут богатый информационный материал по истории и развитию России.
 
IV. Анализ проведённой работы.
Каждый вид работы, проведённой классным руководителем с детьми, должен быть подвергнут доскональному анализу с точки зрения достижения поставленных целей. При этом должны быть выявлены допущенные ошибки, чтобы не повторить их при выполнении аналогичного вида работы. Аналитическая работа позволяет выявить закономерности, результаты, проблемы, положительные и отрицательные тенденции, определить уровень и динамику развития.
Список литературы:
1. Ананьев Ю. П, Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. 
2. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. М.: педагогика. 1986.
3. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя. 5- 9 классы. М.: Вако,2006.
4. Кушнер Ю. Формирование профессиональных интересов учащихся в семье. Воспитание школьников. 1992. №3 -4.
5. Лупоядова Л. Ю., Мельникова Н. А., Якимович И. Г. Родительские собрания 8 – 9 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. Волгоград: Учитель, 2006.
6. Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. М.: педагогическое общество России, 2005.
7. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация  воспитательного  процесса в школе. М.: Владос, 2001.
8. Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.6 Владос, 2001.
Источникhttp://pedsovet.su/load/55-1-0-7630

Комментариев нет:

Отправить комментарий