В основной части можно выделить следующие разделы:
- Методическое обоснование темы.
- Методические рекомендации по проведению урока.
- План урока (с технологической картой).
- Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
- Список литературы (источников) для обучающихся.
- Список литературы для педагогов.
Рекомендуемый план урока:
1. Тема программы.
2. Тема урока.
3. Тип урока.
4. Вид урока.
5. Цель методическая.
6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).
7. Материально-техническое обеспечение урока.
8. Межпредметные и внутрипредметные связи.
Рекомендуемая технологическая карта урока:
Дидактическая структура урока | Методическая подструктура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||
Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.
Типы уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):
- Урок изучения нового учебного материала.
- Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
- Урок обобщения и систематизации знаний.
- Урок контроля знаний, умений и навыков.
- Комбинированный.
Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) :
- Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
- Урок совершенствования умений и навыков.
- Урок по выполнению комплексных заданий (работ).
Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и обучающихся, которая доминирует на уроке:
- Лекция.
- Беседа.
- Самостоятельная работа.
- Практическая работа.
- Лабораторная работа.
- Конференция.
- Семинар.
- Контрольная работа.
- Зачет.
- Деловая игра.
- Экскурсия.
- Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).
Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:
- Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
- Формирование новых понятий и способов действий.
- Применение понятий и способов действий.
Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).
Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)
1. Информационно-рецептивный.
2. Репродуктивный.
3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.
Способы организации деятельности преподавателя и обучающихся (по Молчан Л.Л.):
1. Фронтальный.
2. Индивидуальный.
3. Парный.
4. Коллективный.
Цели образования подразделяются на:
· цели обучения (формирование знаний, умений и навыков),
· цели воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности)
· цели развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).
Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.
Структура текста методических указаний
1. Название темы и обоснование ее актуальности.
2. Учебные цели:
· овладение навыками (конечная цель);
· в результате освоения темы студент должен уметь;
· для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения).
3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы.
4. Вид занятия (практическое, семинарское, лабораторное занятие).
5. Продолжительность занятия (в академических часах).
6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, фантомы, лабораторные данные и др.
7. Содержание занятия:
· контроль исходного уровня знаний и умений в виде заданий (тестов) разного уровня, типовых задач;
· разбор с преподавателем основных и наиболее сложных вопросов, необходимых для освоения темы занятия;
· разбор узловых вопросов изучаемого материала;
· демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме;
· самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (решение задач, лабораторная работа, оформление результатов проведенной работы и т.д.);
· контроль освоения темы занятия (тестовый контроль, решение ситуационных задач и др.).
8. Место проведения самоподготовки (читальный зал библиотеки, учебная комната и др.).
9. Учебно-исследовательская работа по данной теме (написание рефератов, подготовка наглядных пособий, стендов и др.).
10. Литература:
· основная;
· дополнительная.
В методических указаниях в лаконичной форме может быть дана справочная информация по изучаемой теме, графологическая структура темы, методические советы и указания студентам по выполнению контрольных заданий, эталон решения задачи, контрольные задания в необходимом количестве вариантов, дающие возможность обеспечить индивидуальное выполнение задания студентом. В заключении можно представить тестовые задания (тест-контроль) для самостоятельного контроля уровня усвоения темы с эталоном ответов.
Требования к оформлению
Методическая разработка оформляется в соответствии с ЕСКД и должна иметь:
· титульный лист;
· содержание;
· введение;
· основную часть;
· заключение;
· список использованной литературы;
· приложения (технологические документы, чертежи, таблицы).
Требования к оформлению текста
· Формат А 4.
· Ориентация – книжная.
· Поля: верхнее, нижнее,– 2 см, правое- 2см, левое - 3 см
· Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию.
· Шрифт – Times New Roman.
· Высота шрифта – 12 пунктов;
· Абзацный отступ 1,5 см
· Междустрочный интервал – одинарный.
· Выравнивание текста – по левому краю
· Переносы в словах.
· Необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.
1. Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует.
2. В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.
3. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенные точкой.
4. Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. Посередине страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают арабской цифрой, например «Приложение 1».
Наличие рецензии
Рецензия должна содержать:
· наименование темы методической разработки;
· упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений;
· краткий перечень основных вопросов, изложенных в методической разработке;
· обязательную характеристику методической разработки с точки зрения ее актуальности;
· перечень положительных сторон методической разработки и ее основных недостатков, оценка реальной значимости методической разработки;
· вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или студентов;
· должность и место работы рецензента, его подпись.
Рецензии выполняются ведущими преподавателями колледжей, специалистами вузов, предприятий соответствующего профиля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий