четверг, 8 декабря 2011 г.

Структура методической разработки урока


В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока (с технологической картой).
  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
  5. Список литературы (источников) для обучающихся.
  6. Список литературы для педагогов.
 Рекомендуемый план урока:
1.      Тема программы.
2.      Тема урока.
3.      Тип урока.
4.      Вид урока.
5.      Цель методическая.
6.      Цели образования (обучения, воспитания, развития).
7.      Материально-техническое обеспечение урока.
8.      Межпредметные и внутрипредметные связи.
   
 Рекомендуемая технологическая карта урока:

Дидактическая
структура
урока
Методическая подструктура урока
Признаки
решения
дидактических
задач
Методы
обучения
Форма
деятельности
Методические приемы и их
содержание
Средства
обучения
Способы организации
деятельности








Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Типы уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):
  • Урок изучения нового учебного материала.
  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
  • Урок обобщения и систематизации знаний.
  • Урок контроля знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный.
Типы уроков практического обучения  (по Махмутову М.И.) :
  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
  • Урок совершенствования умений и навыков.
  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ).
Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и обучающихся, которая доминирует на уроке:
    1. Лекция.
    2. Беседа.
    3. Самостоятельная работа.
    4. Практическая работа.
    5. Лабораторная работа.
    6. Конференция.
    7. Семинар.
    8. Контрольная работа.
    9. Зачет.
    10. Деловая игра.
    11. Экскурсия.
    12. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).
Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:
  1. Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
  2. Формирование новых понятий и способов действий.
  3. Применение понятий и способов действий.
Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)
1.      Информационно-рецептивный.
2.      Репродуктивный.
3.      Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.
         
Способы организации деятельности преподавателя и обучающихся (по Молчан Л.Л.):
1.      Фронтальный.
2.      Индивидуальный.
3.      Парный.
4.      Коллективный.

Цели образования подразделяются на: 
·      цели обучения (формирование знаний, умений и навыков),
·      цели воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) 
·      цели развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Структура текста методических указаний

1.      Название темы и обоснование ее актуальности.
2.      Учебные цели:
·         овладение навыками (конечная цель);
·         в результате освоения темы студент должен уметь;
·          для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения).
3.      Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы.
4.      Вид занятия (практическое, семинарское, лабораторное занятие).
5.      Продолжительность занятия (в академических часах).
6.       Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, фантомы, лабораторные данные и др.
7.      Содержание занятия:
·         контроль исходного уровня знаний и умений в виде заданий (тестов) разного уровня, типовых задач;
·         разбор с преподавателем основных и наиболее сложных вопросов, необходимых для освоения темы занятия;
·         разбор узловых вопросов изучаемого материала;
·         демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме;
·         самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (решение задач, лабораторная работа, оформление результатов проведенной работы и т.д.);
·         контроль освоения темы занятия (тестовый контроль, решение ситуационных задач и др.).
8.      Место проведения самоподготовки (читальный зал библиотеки, учебная комната и др.).
9.      Учебно-исследовательская работа по данной теме (написание рефератов, подготовка наглядных пособий, стендов и др.).
10.  Литература:
·          основная;
·         дополнительная.
В методических указаниях в лаконичной форме может быть дана справочная информация по изучаемой теме, графологическая структура темы, методические советы и указания студентам по выполнению контрольных заданий, эталон решения задачи, контрольные задания в необходимом количестве вариантов, дающие возможность обеспечить индивидуальное выполнение задания студентом. В заключении можно представить тестовые задания (тест-контроль) для самостоятельного контроля уровня усвоения темы с эталоном ответов.


Требования к оформлению

Методическая разработка оформляется в соответствии с ЕСКД и должна иметь:
·         титульный лист;
·         содержание;
·         введение;
·         основную часть;
·          заключение;
·         список использованной литературы;
·         приложения (технологические документы, чертежи, таблицы).

Требования к оформлению текста

·         Формат А 4.
·         Ориентация – книжная.
·         Поля: верхнее, нижнее,– 2 см, правое- 2см, левое - 3 см
·         Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию.
·         Шрифт – Times New Roman.
·         Высота шрифта – 12 пунктов;
·         Абзацный отступ 1,5 см
·         Междустрочный интервал – одинарный.
·         Выравнивание текста – по левому краю
·         Переносы в словах.
·         Необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.
1.      Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует.
2.      В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.
3.      Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенные точкой.
4.      Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. Посередине страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают арабской цифрой, например «Приложение 1».

Наличие рецензии

Рецензия должна содержать:
·         наименование темы методической разработки;
·         упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений;
·         краткий перечень основных вопросов, изложенных в методической разработке;
·         обязательную характеристику методической разработки с точки зрения ее актуальности;
·         перечень положительных сторон методической разработки и ее основных недостатков, оценка реальной значимости методической разработки;
·         вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или студентов;
·         должность и место работы рецензента, его подпись.
Рецензии выполняются ведущими преподавателями колледжей, специалистами вузов, предприятий соответствующего профиля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий