воскресенье, 3 июля 2011 г.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД


Эссе по философии
 «Компетентностный подход-вызов времени»

В отечественной литературе делаются попытки развести  два термина: компетенция и компетентность, наполнив их разным содержанием. Например, таким образом:
«...под компетенцией понимается некоторое отчужденное, заранее задан­ное требование к подготовке человека, а под компетентностью - уже со­стоявшееся его личностное качество (характеристика).
...компетентность - это проявленная компетенция в человеке. Компе­тентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаружи­ваются в различных сферах деятельности».
Тем не менее, компетентность остается характеристи­кой человека, а компетенция - тем, чем он уже владеет (способность, умение).
Именно то, чем он владеет, и определяет его характеристику как компетент­ного. Поэтому нам важна не характеристика сама по себе, а то, что ее определяет, чем можно и нужно овладеть, чему можно научиться, т.е. компетенциям или компетентностям. Последние два термина можно употреблять как синонимы в двух основных значениях: знающий - в смысле умеющий и в смысле- хозяин умений, которыми он обладает . Следует отметить, что в рос­сийском образовании термин «знающий» употребляется в значениях (информиро­ванный, эрудированный, имеющий сведения чаще, чем умеющий).
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации , предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профес­сиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределен­ных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.  
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного обращенная.
Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результата­ми школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Базо­вая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мертвым багажом учащегося и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем. Достаточно вспомнить ставшую крылатой фразу, брошенную кем-то из выдающихся ученых: «Нет ничего практичнее, чем хорошая теория».
Использование компетентностного подхода в современном образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания обра­зовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, осно­ванным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а овладение учащимися такими умениями, которые по­зволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в ти­пичных и нестандартных ситуациях.
Как пишут Bowden и Morton: «Если вы не представляете, с ка­кими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях» .
Принципиально изменяется и позиция учителя, преподавателя. Он переста­ет быть  носителем «объективного знания», которое  пыта­ется передать ученику.  Главной задачей педагога становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои спо­собности и интересы. Фактически учитель создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в про­цессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности.  
Очевидно, что система отечественного образования, основные параметры которой определялись в прошлом веке на основе иного социально-экономи­ческого и политического уклада, перестала отвечать современным реалиям и тем более в опережающем режиме предвосхищать их. На этот факт указывают много­численные исследования, выполненные как российскими, так и зарубежными уче­ными. Поэтому компетентностный подход в российском образовании - это, безусловно, вызов нового времени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий